Главная » 2015 » Ноябрь » 12 » Графоман и писатель – найди пятнадцать отличий
11:38
Графоман и писатель – найди пятнадцать отличий

Похоже, что нет литературных сайтов, на которых еще не размещены статьи на эту тему. Однако, мы решили провести данный анализ не потому, чтобы не отличаться от других, а потому, что собственный опыт общения с двумя категориями писательской братии требует осмысления.

На днях приходит нам в агентство письмо: «Я – известный писатель Н, неоднократно номинировался на премию «Писатель года», член союза российских писателей, скоро буду отмечать свой юбилей. В связи с этим я требую, чтобы вы провели тщательный анализ всего моего творчества, с которым вы можете познакомиться на моей странице на сайте Проза.ру. Также требую, чтобы эта работа была проведена вами на бескорыстной основе, так как она важна для поднятия престижа вашего агентства». Какую бурю эмоций вызвало во мне это письмо я умолчу. Но вопрос к вам, уважаемые читатели, можно ли по этому письму сразу поставить диагноз, кто перед вами? Разумеется, что даже вступать в переписку с таким типажом опасно для собственного психического здоровья. И сколько таких «известных», «номинированных», «титулованных» пишут в различные издательства и литературные агентства и «требуют»!

В словаре Даля слово расшифровывается так: «ТРЕБОВАТЬ чего, нуждаться в чем, иметь надобность, надобить (кому); желать, хотеть, домогаться; искать настоятельно, повелительно, как должное».  Но обязаны ли мы удовлетворять эти требования? Уж извините, не для того, чтобы идти на поводу у раздутого эго непризнанных талантов мы создаем собственный бизнес, работаем без выходных и отпусков. Почему эти «гении» не приходят в магазин и не требуют бесплатного хлеба, молока, почему бы им также не потребовать бесплатного электричества и Интернета?  

Вот такая предыстория послужила поводом для создания этой статьи. Надеюсь, она поможет нашим коллегам в их нелегком труде – зажигать новые звезды на небосклоне литературы.

Еще в школе многие люди, проникнувшись творчеством классиков или современных писателей, начинают пробовать себя в этой роли и бесстрашно берутся за перо, свято веря, что смогут сравниться с мировыми знаменитостями или талантами, чьи произведения бессмертны. Но, если детям и подросткам, чаще всего, свойственны скромность и смущение, то взрослые зачастую лишены этих качеств. Для них характерно преувеличивать свои заслуги и не видеть "бревна" в собственном глазу. 
В результате, количество пишущих людей сегодня, если оценивать весь мир, составляет примерно полмиллиарда человек. И, само собой разумеется,  вовсе не каждый автор будет оценен по достоинству. Да это и понятно, попробуй, разыщи жемчужину среди такого моря песка. Да и, честно сказать, не каждый достоин признания. Ведь, как показывает практика, графоманов намного больше, чем настоящих Писателей.
Наиболее критичные авторы, впрочем, как и наиболее тщеславные, пытаются ответить на вопрос: "как отличить графомана от писателя?". Тут не трудно совершить ошибку и перепутать одно с другим. Чтобы этого не произошло, достаточно знать несколько особенностей, которые присущи той или иной категории граждан.

1. Настоящие писатели всегда готовы воспринимать чужое мнение. Более того, они стремятся узнать, что другие думают об их творчестве. При этом им не требуются льстивые похвалы. Им нужна исключительно правда, пусть она и окажется болезненной. Графоманы, наоборот, любое отрицательное мнение воспринимают с негативом. Ведь сами они глубоко убеждены, что их творчество очень ценно. Это подтверждается на нашей практике ежедневно. Чем талантливее автор, тем проще с ним работать даже на уровне рецензий.

2. Писатели отличаются скромностью, которая несвойственна их антиподам-графоманам. Они никогда не станут выдавать цитаты из собственных произведений, например, во время застолья или отдыха на пляже. Графоманы, напротив, пытаются растиражировать себя, сделать рекламу и продвинуться. Они гордятся тем, что сделали. И искренне верят, что другие должны воспринимать их труд точно так же.

3. Работа над одним произведением у настоящего писателя отнимает очень много времени и душевных сил. Иногда, чтобы написать всего один короткий рассказ, уходит несколько лет. Ведь каждую строчку писатели оценивают и переоценивают, многократно правят и выхолащивают. Графоманы, напротив, стараются все сделать быстро. Они искренне убеждены, что все у них получается отлично и с первого раза, ведь они черпают свои строки «оттуда». В результате, даже большое произведение может родиться у них всего за несколько недель или месяцев. Вопрос в том, каким на самом деле оказывается их труд?

4. Писатели гонятся за смыслом, а не за количеством печатных листов. Их творения часто бывают коротенькими, но каждое слово в них имеет вес. В то же время графоманы предпочитают объемы. Они могут в кратчайшие сроки создать многотомное произведение, которое напоминает больше мексиканский сериал, чем книгу.

5. Писатель всегда узнаваем. У него свой стиль, своя манера изложения, собственные новые идеи. Графоманы предпочитают штампы и каноны. Они берут чужие мысли и делают их рерайт, причем далеко не всегда уникальный. Читая подобное творчество невозможно отделаться от дежа вю. Ведь что-то такое уже где-то было. Нужно лишь напрячь память и понять, где.

6. Все графоманы отличаются завышенной самооценкой. Им свойственно привлекать внимание к себе и к своему "творчеству". Они любят выступать на публике и говорить о своем мнимом "величии". И зачастую, если графоман - талантливый оратор или пиарщик, ему даже верят. В противоположность этому настоящий писатель скромен и не желает, чтобы на него был направлен свет софитов, ему это просто не нужно.

7. Настоящий писатель не ищет дешевой славы, он хочет поделиться с читателем своими мыслями, затрагивает животрепещущие, поистине важные вопросы, которые волнуют умы и души. Он годами может писать в стол. Ибо все, что он делает, он делает по велению сердца.  Графоманы, наоборот, любят дешевую славу и почет. Они хотят денег и колонок в СМИ. Поэтому они никогда не будут "творить", если не видят отдачи. Именно среди графоманов наибольшее количество сетевых троллей, пусть даже таким образом, но обратить на себя внимание.

8. Настоящий писатель предпочитает наблюдать за другими. Он может быть тих и незаметен. В компании он редко становится лидером, и уж точно не старается "перетянуть одеяло на себя" в любом разговоре. Кроме того, ему присущи самокритика и самоирония абсолютно во всем. Графоманы, напротив, не смотрят на других, а только на себя. Только они сами себе интересны и имеют значения. Графоманы не читают других, а если и читают, то только с позиции «у меня все равно лучше».

9. Цель настоящего писателя - помочь другим, сделать мир чище и лучше. Цель графомана – выпятить себя, ведь мир станет лучше только «благодаря его творчеству».

10. Писатели хотят, чтобы их услышали. Они нуждаются не в дифирамбах, а в понимании. Ведь каждое слово, которым они делятся с людьми, выстрадано и досталось потом и кровью. Графоманы не интересуются пониманием, им нужно только внимание. Они готовы дарить дешевые эмоции, ведь там, где в строчку не вложен труд, интеллект, может быть только суррогат.

11. Настоящий писатель не идет на сделки с совестью.  А вот графоман вполне способен на это.  


12. Писатели не хотят никого ни к чему принуждать. Наоборот, они страстно желают, чтобы люди думали, понимали, делали собственные выводы. Для графоманов все это не имеет значения. Их тексты полны назидательности и нравоучений. Приоритетное право постижения истины – это их право. «Я написал новую Библию» - очень частые письма в издательства.

13. Настоящие писатели ратуют за искусство и культуру родной страны и целого мира. Именно поэтому они готовы оказывать содействие начинающим авторам. Они понимают, что новое время может подарить новые таланты. А преемственность поколений в литературе очень важна. В то же время графоманы к любому новичку будут относиться с ревностью. Им будет казаться, что их хотят сместить с «пьедестала», обойти на крутом повороте. Поэтому, в лучшем случае, они будут избегать контакта с «соперниками», а в худшем станут пытаться их потопить.

14. Писателями не рождаются, а становятся. Настоящие творцы об этом знают не понаслышке. Независимо от того, перепал ли им в наследство от предков талант или нет, они трудятся в поте лица и долгие годы оттачивают мастерство. Труд претит графоманам, которые хотят иметь все и сразу. От них нередко можно услышать, что они получили дар от рождения и лишь сумели его использовать правильно. При этом творчество не занимает у них массу времени, тяп-ляп и готово! Очередной «шедевр» можно нести в издательство. А если издательство не хочет издавать этот «шедевр» бесплатно,  то они – издатели, все вместе взятые, «рвачи и хапуги, наживающиеся за счет бедных талантов».

15. Писатели не задумываются, являются они графоманами или нет. Подобные вещи их просто не заботят, так как в их головах всегда вертится масса других мыслей, которые следует обдумать и записать. А вот графоманы обожают развешивать ярлыки, копаться в недостатках других, тщательно на них указывать, козыряя при этом купленными титулами и билетами.

Конечно, из любого правила бывают исключения. А потому настоящий писатель в некоторых случаях может иметь какие-то черты, обычно присущие графоману, и наоборот. Но в общей массе, пройдясь по всем этим пунктам, можно понять, кто является истинным творцом, а кто таковым лишь притворяется. 

Категория: Вниманию авторов | Просмотров: 900 | Добавил: irinasuhowejko | Теги: графоман, писатель | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar