Главная » 2015 » Август » 22 » Андрей Коровёнков "Извини...Дождь..."
13:58
Андрей Коровёнков "Извини...Дождь..."

РЕКОМЕНДАЦИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА

на соискание Международной Волошинской Премии 2015 года

Сборник стихотворений Андрея Коровёнкова

«Извини... Дождь...» (2014)

 

Взял карандаш. Настроил лиру.

 

А. Коровёнков

 

Поэтический сборник Андрея Коровёнкова раскрывает себя перед читателем не сразу. Можно листать его первые страницы, читать вступительные стихотворения, задающие общий настроенческий тон... но главное – не спешить с выводами, поскольку существует вероятность составить неправильное мнение о его содержании. Первые несколько листов сборника вообще можно назвать «этикетными»: это стихотворная прелюдия, дань вежливости перед общением с ещё пока не знакомыми людьми. Автор как бы проверяет читателя на нужную ему «прочность» и только затем отваживается на беседу. Очень характерно для поэзии Коровёнкова то, что читателю предстоит не разговор по душам, а скорее общение на серьёзные темы, без излишних рефлексии и самокопания. Автор предпочтительнее ограничится намёком, подведением итога, выводом, заметкой – нежели прибегнет к пространному описанию. Размышления Коровёнкова индуктивны, отточены, эвристичны – требуют от собеседника активного «подключения» к процессу.   

В сборнике очень много глубоких наблюдений за современной жизнью («незатейливые сюжеты повседневного бытия») – но они не являются самоцелью. Главное здесь – общее настроение, которое, если изъясняться образами книги, «моросит»: «Неустойчива погода. Нестабильно настроение». Лирический герой сборника предстаёт человеком постсоветской «закалки»: он не погружён в свои переживания, не растерян и дезориентирован как когда-то; что-то давно металось, болело в его душе, но постепенно надёжно и вполне сносно зарубцевалось. Лишь иногда полузабытыми ликами, фантомами встают в памяти какие-то сюжеты из прошлого, в основном из детства и юности, да накатывает страх, что годы уходят, «как талая вода», и хочется «не исчезнуть без следа». В наступившую новую эпоху лирический герой с мудростью философа выбирает пусть и шаткую, но «стабильность», хоть какие-то времена, нежели хаос безвременья, в котором он уже побывал («Так существуем. Так привыкли. Так несложно», «Устал от снегопадов», «Жизнь – не минное поле»). Но неправильно было бы думать, что он хоть сколько-нибудь заблуждается насчёт «метаморфозной» «надёжности» сегодняшнего дня – отнюдь, поэтому его основной защитой становятся ирония, игра слов («Лето кануло в Лету...», «не забыть забыть мобильник»), оксюморон («Прощальный привет») и смысловой перевёртыш («В речах он предан вам без меры, / Но... вы им преданы давно», «Да что плечо! Он даже ногу / Всегда подставить вам готов») как признаки эпохи неустойчивости. Ничего не остаётся, как с иронией наблюдать «показную помпезность» особняка нувориша, видеть, как вся семья кидается на коленках собирать деньги из разбившейся детской копилки, рассуждать о том, что такое современная «знать» («Про знать»). Построение стиха нередко вторит содержанию – дополняет его разорванностью, расшатанностью строфы («Другое время», «Заплутавшие мысли», «Завтра»). В сборнике автор словно пытается вести поэтический дневник в эпоху тотальной прозаизации жизни, во многом ему чуждой, где ему «горе от ума»:

 

                                                                        А я вот безнадёжно старомоден.

                                                                        А может быть, вполне надёжно стар.

 

Очень показателен в свете оговариваемой темы один из «фирменных» коровёнковских приёмов – низведение высокого, нивелировка ценностной составляющей: «Забытый вождь взирает на потомков / С простёртой... Нет. С протянутой рукой», лавровый лист опускается до «лаврушки» для супа, а праздничные ленты до бинтов («Незапланированный подвиг»).

Центральный образ сборника обозначен словами только в одном стихотворении «Не так» – «жизнь-жистянка», «непонятная», «нелогичная», «чёрно-белая» – но незримо присутствующая во всех его произведениях. Состояние современного общества подаётся как «запаралелленное» существование людей и образ «очереди» в «лавчонку», где «на развес» продают «спокойную безоблачную жизнь». Таким образом Коровёнков рисует не что иное, как психологический портрет своего поколения:

 

                      Обманет рыбка золотая,
                      Вильнув насмешливо хвостом,
               

                      И уплывёт, не вспомнив даже,
                      Что обещала жизнь без бед…

 

«Реальный мир не злобен, не жесток — / Он саркастичен. Наделён ехидцей. / Жаль, поздновато это понял я». Спасает только «маленький плот» житейской философии: «Делил на минус минус. И в итоге плюс получал...», «Так всегда: / Приходит то, что не просим, / И уходит, как слезливая осень, / Как беда, / Как сон, обид наворот... / Всё пройдёт». 

Категория: Рекомендации на премии | Просмотров: 438 | Добавил: Коровёнков_Андрей | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar