Главная » 2017 » Октябрь » 5 » Интервью с Валерием Ременюком в Москве
19:10
Интервью с Валерием Ременюком в Москве

В первый день октября в Москву приехал замечательный писатель из города Выборга Ленинградской области Валерий Адольфович Ременюк. В столице он собирался принять участие в творческом мероприятии, на которое съехались писатели, музыканты и барды со всех уголков России. Прежде чем отправиться на выступление, он встретился с корреспондентом издательства "Союз писателей" и немного рассказал о себе, своем творчестве и планах на ближайшее будущее. Напомним, что за последнее время Валерий Адольфович трижды стал лауреатом программы "Новые имена современной литературы", в рамках которой вышли его книги "Мороз Иваныч и другие", "Проект Оазис" и "Танго-натуральный хозяин". 

Екатерина: Здравствуйте, Валерий Адольфович.
Валерий Адольфович: Здравствуйте, Екатерина.
Екатерина: Ваши книги очень интересно читать.
Валерий Адольфович: Спасибо.
Екатерина: Расскажите, как Вы поняли, что хотите писать? Как Вы поняли, что можете писать?
Валерий Адольфович: Если речь идет о прозе, то предпосылками, толчком для ее написания стало общение с внуками, которое началось лет десять назад. Сейчас им двенадцать и четырнадцать лет, соответственно. В те времена они были маленькими. Им требовалось очень много внимания от взрослых, от дедушки в частности, и у нас с ними сложилась практика вечерних рассказов. Пришлось на ходу импровизировать, много чего придумывать. Это послужило основой для наработки техники импровизации и придумывания различных сюжетов. Со временем это все переросло в желание что-то сымпровизировать и придумать в том числе и для взрослых. Так накопилось умение, условно говоря, по крайней мере, возникли попытки что-то написать. А в последствии учитывая, что возраст диктует свое, и захотелось высказать какие-то свои наблюдения, соображения, взгляды на жизнь, на то, что происходит, на то, что важно для человека, в последние три года появились три взрослые прозаические повести. Вот так к этому все и пришло.
Екатерина: А первое произведение - о чем было?
Валерий Адольфович: Первое прозаическое произведение - это повесть "Маршрут Гулябина". Это история о довольно пожилом человеке, который вдруг узнает о страшном диагнозе, и перспективы для него очень неутешительны. Он встает перед дилеммой: посвятить остаток недолгой жизни на борьбу с недугом, либо за оставшееся время все силы бросить на воплощение своей мечты, до чего за всю жизнь у него не дошли руки. 
Екатерина: И что же он выбирает?
Валерий Адольфович: И он выбирает второе. И на этом пути вознаграждается, так скажем, поскольку он воплощает свою мечту и приходит к определенному состоянию счастья. О чем, наверное, лучше читателям узнать из самой книги. Как я уже сказал, она называется "Маршрут Гулябина". Она вышла в Питере в шестнадцатом году. Шестнадцатый и семнадцатый годы - для меня время активного обращения к прозе.
Екатерина: Вы пишите и для детей, и для взрослых. У вас за последнее время вышли книги "Мороз Иваныч и другие", а также "Проект Оазис и Танго - натуральный хозяин". Для какой аудитории Вам писать интереснее и приятнее? Почему?
Валерий Адольфович: Как я уже сказал, начинал я с сочинений для детей и любовь к этому жанру, к детской прозе в общем-то то, с чего начиналось для меня создание прозаических произведений. Но начал я писать в виде книжных форматов все-таки со взрослой прозы. Потому что захотелось сказать то, что в короткой стихотворной форме сложно. Стихи я пишу достаточно долго, всю сознательную жизнь. На почве стихов у меня первые литературные опыты и произросли. Но проза позволяет обратиться к другим смыслам, к другим сюжетам. Вот это для меня оказалось привлекательным. Для детей писать, конечно, более ответственно, потому что они более тонко и очень быстро чувствуют фальшь. Это первое. А кроме того, для них особенно важно писать увлекательно, живо, лаконично, пока их концентрация внимания позволяет держаться в рамках интереса ко всему. Поэтому писание для детей еще интересно и, с другой стороны, трудно тем, что требует очень четкого и лаконичного стиля повествования. Там какие-то длинные фрагменты с описанием чувств, переживаний, философских  вещей совершенно неуместны. Там в основном работает сюжет - действие. Сюжет конкретных поступков героев. Я в этом году, как уже говорилось, написал повесть "Мороз Иваныч и другие" и еще одну повесть, которая вылеживается и ждет своего времени. В следующем году, наверное я эту повесть доработаю и опубликую. Это повесть "Компенсатор"
Екатерина: Она тоже для детей? А они знают, что такое Компенсатор?
Валерий Адольфович: Они знают. По крайней мере те, кто знакомятся с повестью, а мои внуки уже познакомились. Отзывы первые от своих двенадцати и четырнадцатилетних внуков я уже получил благоприятные. Поэтому надеюсь, что она будет другим детям, возможно, и взрослым также интересна. Это анонс на следующий год.
Екатерина: "Мороз Иваныч и другие", вообще, очень не типичная для отечественной литературы история. Вы объединили, можно сказать, фандомы, как делают американцы, когда разные супергерои вместе сражаются против Зла. Вот и у вас получается, что герои народных сказок сражаются против общего, единого врага. Как пришла идея создать именно такую повесть? Какой герой является Вашим любимым в этой повести и вообще в народных сказках?
Валерий Адольфович: В данной повести любимых героев, наверное, несколько. Это прежде всего герои, которые отличаются сложностью характера. У них есть присущие живым людям недостатки, которые им приходится преодолевать за счет своей активной жизненной позиции. В то же время, отрицательные герои очень интересны. Поэтому для меня здесь, как не удивительно, наиболее интересными являются герои Зла, в частности Кощей Бессмертный - Царь Кощей. Потому что здесь стояла задача для меня лично все-таки описать не стандартный образ, так как он уже сформировался, имея достаточно завершенные формы в народном эпосе, сказках и экранизациях, а сделать его живым, современным. Если Вы обратили внимание, повесть насыщена актуальностью. Там очень много современных термином. Моей задачей было то, чтобы она несла и некоторый познавательный заряд. Чтобы научила детей некоторым понятиям и фактам, которые из взрослой жизни до них, возможно, еще не дошли. И чтобы у них что-то в памяти, сознании отложилось. Поэтому хотелось написать современного героя Зла такого, чтобы он был и убедительным, и интересным с точки зрения действий, непредсказуемости его поступков. Это было для меня очень важной задачей. Каждому из традиционных героев, таких как Емеля, тот же Кощей Бессмертный, Кот Ученый и массе других, собранных в процессе, я постарался придать черты, которые отличали бы его от классического образа. То есть осовременить, сделать персонажей оригинальными и непредсказуемыми. Так, чтобы было интересно, чтобы для читателя это составляло какую-то дополнительную интригу. 
Екатерина: О чем, как Вы считаете, нужно говорить с детьми и подростками? Какие книги Вы сами любили? О чем Вы хотели, чтобы с Вами говорили в этом нежном возрасте?
Валерий Адольфович: Для меня примером для подражания являются детские книги Анатолия Алексина, знаменитого советского детского писателя, у которого книги всегда отличались интригой и непредсказуемым сюжетом. Я постарался, чтобы и в моих детских книгах сюжет был увлекательным, интересным, поучительным, и чтобы в итоге у детей оставалось ощущение не только, что они какое-то время прожили в этой интересной атмосфере хитросплетения сюжета, но и вынесли какие-то новые знания, подумали о чем-то. Ну, и чтобы разумное, доброе, вечное пусть на какую-то крупицу, но в них прибавилось в процессе общения с произведением. То есть, и развлекательный, и поучительных дедуктивный характер я считаю обязательно должен быть в детских произведениях. Форма, конечно, должна быть игровой, легкой, увлекательной и обязательно вызвать улыбку у ребенка. Я постарался именно это все и дать им.
Екатерина: Какие книги современных писателей Вы бы рекомендовали читать детям?
Валерий Адольфович: Вы знаете, это сложный вопрос, потому что современную детскую литературу я знаю очень слабо. Поскольку сам я давно вышел из детского возраста, современных детских книг я не читаю. И внукам, как я уже говорил, я предпочел не читать, а рассказывать что-то в форме именно диалога, а не чтения. Из писателей взрослой категории я очень люблю Владимира Сорокина, Быкова. Это из современных, так скажем, классиков. Из классиков прошедшей поры для меня вершиной являются такие вещи как "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Доктор Живаго" Пастернака. Вот, наверное, основные вершины, на которые хотелось бы ориентироваться в своем творчестве.
Екатерина: Вы создаете произведения для взрослых очень напряженные, с очень большой интригой. Как Вам удается так долго держать напряжение? Что для этого нужно? Что является основным залогом успеха в этом плане?
Валерий Адольфович: На мой взгляд, в произведениях крупного масштаба, как принято говорить, это повести, романы, очень важно, чтобы читатель был постоянно в состоянии заинтригованности. Чтобы постоянно возникал вопрос: "А что же будет дальше?" И чтобы такой эффект создавался, главные персонажи должны быть интересны, близки, узнаваемы и вызывать какой-то резонанс. Поэтому то, что я написал за последние два-три года, является остро-актуальным. Это все привязано к конкретному времени. То есть, обстоятельства того пространства и той культуры, в которой развивается сюжет, должны быть близки и знакомы читателю, на мой взгляд. Это повышает интерес, поскольку создает иллюзию, наверное все-таки, или эффект присутствия. Ощущение, по крайней мере, причастности. Человек узнает себя в этих географических координатах, в этих временных обстоятельствах, которые описаны, поскольку он сам находится в них. Ну и, конечно, очень важен стиль, чтобы на протяжении этой дистанции читатель не спотыкался о несуразности стилистические и грамматические, он должен быть удобоваримым, несложным для восприятия, поэтому над стилем приходится очень много работать, и опытные редакторы, консультанты и рецензенты в этом помогают.
Екатерина: Что нужно, чтобы удивить современного читателя? Чем именно Вы хотите его удивить или Вы не хотите удивлять?
Валерий Адольфович: Одна из задач каждого произведения это, конечно, создать вопросы и, Вы правильно сказали, повод для удивления. Там должен быть заложен какой-то сюрприз и некая разгадка должна наступить в финале. Я начинал свои литературные опыты и издание книг с поэтических сборников. У меня их вышло пять, начиная с 2005 года. Я всегда оттачиваю свой стиль, ну нарабатываю, так скажем на короткой форме - стихотворениях. На мой взгляд, поэзия - это еще более актуально. Поэзия должна удивлять. Каждое короткое произведение, помимо того, что оно должно нести в себе определенную логику, должно обязательно удивлять в финале. Вот поэтому рецепту я постарался построить все сюжеты своих прозаических произведениях для взрослых и для детей. Мне кажется, что также, как в хорошем детективе в кино, до самого последнего кадра, последней мизансцены читатель не должен догадываться, кто главный злодей и чем закончится финал. И вам судить, насколько мне это удалось.
Екатерина: Две книги "Проект Оазис и Танго-Натуральный хозяин" - какую писать было проще? Какую интереснее?
Валерий Адольфович: Вообще, процесс придумывания, моделирования вот этой реальности, которая воплощается в буквах, словах, фразах в произведении, он сам по себе очень увлекательный. И мне, на самом деле, гораздо более интересно писать, чем читать чужие произведения. Потому что ты на довольно длительное время погружаешься в мир, который сам же создаешь вокруг себя в своем же воображении. И в зависимости от того, насколько тебе важна, актуальна, болезненна или любима та или иная тема, которую ты развиваешь, соответственно складывается твое авторское ощущение пребывания в этом вымышленном мире, когда ты пишешь. С этой точки зрения для меня "Проект Оазис" был более важным и, наверное, интересным при написании. И писался он дольше, и я, как мне кажется, затронул там более глобальные, более фундаментальные вопросы. Ну, например, что такое смысл жизни человека? Как преодолеть межрелигиозную рознь, которая ведет к огромному количеству жертв в ситуациях, которые мы переживаем, являемся свидетелями, а иногда, к сожалению, и участниками? То есть, интерес написания зависит от сложности той задачи, которую ставишь перед собой. Мне кажется, что в "Проекте Оазис" более сложная и более общеохватная, что ли, проблема, которую я постарался художественными средствами осветить. 
Екатерина: Вы уже говорили, что Ваши детские произведения  - это не только развлечения, но также и что-то познавательное. А что на счет взрослых? Вы хотите какую-то конкретную мысль, какой-то конкретный посыл передать своей аудитории? Или заставить людей думать?
Валерий Адольфович: Прежде всего, конечно, заставить думать. Моя главная цель написания художественных произведений прежде всего в том, чтобы показать свое видение проблемы. В центре каждой истории обязательно есть определенная проблема. И показать путь решения, конечно, художественными средствами - как, данную проблему мог бы решить конкретный человек в придуманном мире. В героях каждого произведения я воплощаю очень много разных людей, как обычно делают авторы. А, наверное, на шестьдесят - на семьдесят процентов это просто интерпретированные впечатления от реальных событий, реальных людей. Так скульптор лепит из отдельных кусочков глины, а они уже сводятся к какому-то единому образу, единому персонажу. 
Екатерина: Книга "Проект Оазис" закончилась очень неоднозначно то есть, там может быть продолжение. Так и хочется написать "to be continued". Будет?
Валерий Адольфович: Зависит это от многих обстоятельств. Во-первых от того, как через некоторое время я сам буду оценивать потребность в том, чтобы дополнительно высказаться на эту же тему. Ну и во-вторых, от реакции читателей. Если читателю будет интересно узнать возможное продолжение развития событий и судеб героев, то я не исключаю возможности. Также как не исключаю и продолжения детской книги "Мороз Иваныч и другие". На сайте издательства так и написано: "продолжение следует". Это была не моя инициатива, но раз уж так написано, я как минимум, рассмотрю этот вариант. Если для читателя это будет важно и будут просьбы показать, что могло бы случиться дальше с героями, я подумаю над этим.
Екатерина: Все Ваши три книги, о которых мы говорили, вышли в рамках программы "Новые имена современной литературы", стартовавшей в издательстве "Союз писателей". Как Вы узнали об этой программе? Откуда?
Валерий Адольфович: Во-первых, я с издательством дружу уже многие годы, изначально как автор стихов я участвовал в конкурсах, и в некоторых программах выступал как рецензент различных поэтических произведений. Я подписан на новости сайта, и вот из рассылки я узнал о такой, как мне кажется, очень удобной для авторов и полезной формы конкурса -  "Новые имена современной литературы" И это совпало по времени и по моим желаниям с тем, чтобы новые произведения предложить организаторам новой программы. 
Екатерина: Каков сейчас Ваш личный опыт участия в этой программе? Какие впечатления у Вас остались?
Валерий Адольфович: Очень позитивные. Я поучаствовал тремя произведениями: одним детским ("Мороз Иваныч и другие") и двумя повестями для взрослых. Все они нашли воплощение в книгах. И мне кажется, что авторам стоит обратить свое внимание на эти конкурсы, потому как условия для них исключительно интересные и, скажем так, стимулирующие творческую активность. Ну, во-первых, это очень мощная творческая поддержка со стороны рецензентов-редакторов. С другой стороны очень выгодные с финансовой точки зрения условия участия от издательства для книг, которые уже прошли отбор и готовы к тиражированию. Вот эти два обстоятельства мне кажутся очень привлекательными, и я ничего подобного у других творческих инициатив пока не нашел. 
Екатерина: А есть какие-то советы, которые вы могли бы дать начинающим авторам, только планирующим прислать свои рукописи в программу?
Валерий Ременюк: Очень сложный вопрос, потому что нужно знать, какую цель они перед собой ставят. Если просто опубликоваться с наименьшими затратами, это одна задача, она может решаться и вне конкурса. А если все-таки решили опубликоваться и получить отзывы от возможно большего количества читателей, то речь идет о качестве текста, о качестве произведений. То есть авторам в это случае советую умудриться написать то, чтобы было бы оригинальным, соответствовало редакционной политике издательства (она есть, и об этом четко объявлено). Ну и быть интересным для читателя... и остро актуальным.
Екатерина: Вы занимаетесь не только литературой, насколько я знаю. Вы также занимаетесь еще и музыкой. Расскажите об этом направлении своей деятельности.
Валерий Адольфович: Музыка - это одно из моих хобби, причем, вспомогательный инструмент, поскольку литературным творчеством я начал заниматься еще со школьных - студенческих времен в жанре авторской бардовской песни. И стихи, как отдельный жанр произведений, начал писать уже отходя текстов песен. Поэтому я исполняю их под аккомпанемент гитары. Незаконченное образование в музыкальной школе я получил в детстве. Но я не профессиональный музыкант. И для меня музыка - это способ на ритмическую, лирическую основу положить те стихи, которые соответствуют. А если говорить о других вещах, моя жизнь прошла в занятиях альпинизмом, в участиях в гидрологических экспедициях в рамках инженерной работы в государственном гидрологом институте. Этому этапу посвящена моя первая книга "Маршрут Гулябина". Кроме того, я по жизни очень много занимаюсь спортом: в детстве легкой атлетикой, потом альпинизмом и скалолазанием, лыжами, рыбалкой, охотой.
Екатерина: Какие у Вас творческие планы на ближайшее будущее?
Валерий Адольфович: В этом году я хочу привести в порядок сборник рассказов для детей из тех росказней и историй, которые я придумывал для своих внуков. Туда же будет включена повесть Компенсатор. Я надеюсь это все выйдет в свет в следующем году. 
Екатерина: Спасибо Вам за беседу. Очень приятно было встретиться
Валерий Адольфович: Взаимно. 

Просмотров: 103 | Добавил: kaliouga | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar